Дистрибуция Логистические услуги
В рейтинге журнала Forbes 2017 года входит в 200 самых крупных частных компаний России
Градиент. Вектор успеха

История компании

Как все начиналось

«Градиент» был основан в декабре 1991 года как рядовая торговая компания. Несколько друзей – молодых выпускников столичных ВУЗов вложили свои собственные средства в единственный павильон в центре Москвы.

Однажды в этом магазине появился торговый представитель Procter & Gamble с предложением купить продукцию его компании. Виртуозно проведенная презентация убедила основателей «Градиента» не только приобрести представленный товар, но и задуматься над тем, как они работали раньше.

Высокопрофессиональный «спектакль» показал молодым предпринимателям, что в торговле важно продать преимущества продукции, а не сам товар, и ключевой здесь является должность торгового представителя.

Это знакомство предопределило будущее компании: в 1993 году «Градиент» стал официальным партнером Procter & Gamble, а дистрибуция - основным направлением деятельности компании.

 

Леонид Новосельский: «Мы начали наш бизнес практически одновременно с тем, как наша страна начала переход от плановой экономической системы к свободному рынку. Но уже тогда мы были уверены в том, что создаем эту компанию всерьез и надолго».

 

В начале 90-х годов продажа дорогой, но качественной продукции международных производителей оказалась весьма перспективным занятием. Российский покупатель, «подогретый» первыми рекламными роликами, стремился «приобщиться» к западному образу жизни и все чаще отдавал свое предпочтение импортным Tide и Ariel.

Спрос на некоторые категории товаров уже был сформирован, преимущества других приходилось разъяснять и доказывать. Нужно было научить партнеров работать «по-новому», в соответствии с принятой зарубежной практикой, так, как этому учили менеджеры Procter & Gamble.

Открывая первые филиалы на Урале, основатели компании убеждали заведующих магазинами в перспективе продаж новой продукции, объясняли значимость постоянного ассортимента для стабильного роста объема продаж, обучали продавцов мерчендайзингу. Они самостоятельно грузили машины, выступали в роли торговых представителей в регионах, собственноручно расставляли товар. «Градиент» в числе первых начал строить качественно новые взаимоотношения поставщика с клиентом, закономерным результатом которых стали репутация и доверие.

От компании к холдингу

В середине 1998 года «Градиент» стал крупнейшим в России дистрибутором косметики, парфюмерии и бытовой химии с оборотом в $300 млн. и сетью филиалов в Центральной России, на Урале и в Сибири. В какой-то момент стало понятно, что существующая централизованная система управления стала мешать оперативной работе в филиалах, компании требовались срочные изменения.

Внутренний кризис «Градиента» совпал по времени с дефолтом и кризисом в России. К этому времени из США вернулся один из основателей компании Леонид Новосельский, получивший степень MBA в одной из ведущих бизнес-школ мира — WhartonBusinessSchool. Он возглавил компанию и занялся её реструктуризацией, в результате которой филиалы получили финансовую независимость, а «Градиент» стал холдингом.

Леонид Новосельский: «Компания остро нуждалась в разделении управленческих функций. В регионах была очень быстрая динамика, а чрезмерная централизация не давала возможности реагировать на это оперативно. Наша перестройка была классическим примером из учебника по бизнесу: мы преобразовали компанию в корпорацию с организационной моделью, построенной по принципу бизнес-единиц».

Проекты нового века

В 2001 году с целью развития портфеля эксклюзивных контрактов с западными производителями было образовано новое направление бизнеса компании. Его основной задачей стали поиск и продвижение в России международных марок косметической продукции, бытовой химии и средств гигиены, не имеющих своего представительства в России. Таким образом, «Градиент» стал предоставлять полный комплекс мероприятий по выводу новых брендов на рынок страны, включая исследования, адаптацию, разработку позиционирования, маркетинговую поддержку. Годом позже аналогичное направление было создано для работы с международными марками декоративной косметики.

В 2006 году в компании родилась новая амбициозная идея - создать собственную марку декоративной косметики. Перед командой проекта была поставлена задача не только привлечь лучших производителей косметики, но и найти идею, которая легла бы в основу этой марки. В поисках яркого решения менеджеры проекта отправились на одну из европейских выставок. Там они познакомились с человеком, который рассказал удивительную историю жизни и вдохновляющей любви девушки, чей дневник случайно попал ему в руки. Эта трогательная история и вдохновила на создание марки, которую назвали именем героини - Vivienne Sabo.

В 2008 году были представлены миссия и ценности компании. Это одно из главных событий последних лет. Особенность миссии заключается в том, что она была сформулирована самими сотрудниками «Градиента», которые вместе определили предназначение собственной компании. В этом проекте приняли участие более 1500 человек из всех регионов «Градиента». Финальная формулировка миссии была утверждена менеджерами компании в ходе учебной сессии в Московской школе управления «Сколково».  

«Градиент» сегодня

В настоящее время «Градиент» является одной из ведущих дистрибуторских компаний России в области потребительских товаров повседневного спроса. По мнению журнала Forbes, «Градиент» входит в число «200 крупнейших частных компаний» страны. Продолжая свою историю, «Градиент» создает возможности для каждого, чтобы стать лучшими вместе.

1991 1992 1993 1994 1995 1996
1997 1998 1999 2000 2001 2002
2003 2004 2005 2006 2007 2008
2009